Область профессиональной деятельности:
теоретические и расчетно-экспериментальные работы с элементами научных исследований, связанные с решением задач динамики, прочности, устойчивости, долговечности и надежности машин;
применение информационных технологий, технологий конечно-элементного анализа, программных систем автоматизированного проектирования и компьютерного инжиниринга.
Особенности обучения:
Авиадвигатели и тракторы, детали ядерных реакторов и сверхлегкие летательные аппараты, приборы и бронежилеты, и многое-многое другое – в эти изделия вложена частица души, таланта и знаний наших преподавателей и научных сотрудников. Этими знаниями и опытом мы щедро делимся с нашими студентами – на лекциях, в лабораториях и в своих учебниках. На кафедре работают пять докторов наук, остальные –кандидаты технических наук. Наши сотрудники хорошо известны своими научными работами не только в России, но и за рубежом.
Научно-исследовательскую работу студенты выполняют на кафедре или в лабораториях ЮУрГУ, оснащенных современным испытательным оборудованием, а практику проходят в ведущих организациях инженерной отрасли. По окончанию бакалавриата можно продолжить обучение в магистратуре 15.04.03 «Прикладная механика» («Цифровое производство высокотехнологичных изделий из новых материалов»), а после нее – в аспирантуре (направление 24.06.01 «Авиационная и ракетно-космическая техника», направленности – 01.02.04 «Механика деформируемого твердого тела» и 01.02.06 «Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры»).
Учебная лаборатория «Прикладная механика», учебная лаборатория «Сопротивление материалов» – ауд. 029.
· Учебная лаборатория «Колебания», учебная лаборатория «Оптико-геометрические методы измерений напряжений, деформаций и перемещений» – ауд. 273.
· Учебная лаборатория «Устойчивость» – ауд. 033.
· Учебная лаборатория электромеханических средств измерения – ауд. 031.
· Учебная лаборатория «Детали машин и теория механизмов» – ауд. 121/3.
· Лаборатория «Автоматизированный комплекс детали машин – передачи» – ауд. 123/3.
· Учебная лаборатория теоретической механики – ауд. 271/3, 279/3.
Дирекция ПИ:
454080. РФ, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, ауд. 208А
Телефон: (351) 272-34-44
Телефон для абитуриентов: (351) 233-95-00
Сайт: https://polytech.susu.ru
Группа ВК: https://vk.com/public124833435.
Аэрокосмическое направление:
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 85, ауд. 250 второго корпуса
Телефон: (351) 267-91-22
Сайт: https://polytech.susu.ru/аэрокосмический-факультет/
Группа ВК: https://vk.com/acf.susu
Кафедра технической механики:
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 85, ауд. 332 второго корпуса
Телефон: (351) 272-37-44
Сайт: https://www.tehmeh.susu.ru/
Группа ВК: https://vk.com/tm_susu
«Мне 66 лет. Из них последние 24 года живу в Израиле.
Я учился в ЮУрГУ (тогда 1968-73 гг. это называлось ЧПИ) на Автотракторном. Познакомился со специальностью Динамика и прочность машин (ДПМ) после второго курса института, когда лектор по сопромату пригласил меня учить эту специальность в виде добавочных курсов (в вечернее время, официально эта специальность ещё не была открыта).
Утром двигатели, вечером ДПМ. Таких нас было около 20 студентов. Некоторые из них сейчас преподают на ДПМ (например, Сапожников С.Б.). С тех пор вся моя жизнь, за исключением армии и полутора лет адаптации в Израиле, связана с динамикой и прочностью.
После армии примерно 17 лет я работал в ЧПИ на кафедре сопромата: инженер, преподаватель, доцент. Там же защитил диссертацию. Все время приходилось учить что-то новое и обучать этому студентов – и это была очень интересная жизнь.
Но по настоящему, я понял значимость этой специальности только в Израиле, когда стал работать в фирме, которая выполняет расчеты динамики и прочности для самых различных клиентов. В течение примерно 22 последних лет приходилось делать расчеты для такого разнообразного спектра заказчиков, что раньше я и не мог себе этого представить.
Я делал расчеты почти для всех "серьёзных" фирм в Израиле и для многих зарубежных (тоже солидных) фирм. Никогда не пытался классифицировать эти работы, но попробую.
Вибрация зданий, в которых устанавливают очень точное (вибро-чувствительное) оборудование, таких как, например, заводы Intel, Toshiba, Nikon и др.
Виброизоляция оборудования, которое устанавливают на самолетах, вертолетах, кораблях и на различных видах наземного транспорта.
Виброизоляция вибро-чувствительного оборудования: электронные микроскопы, химические анализаторы, лазеры, оборудование физических лабораторий и др.
Виброизоляция телекоммуникационного оборудования.
Расчет на прочность оборудования, которое устанавливают на самолетах, вертолетах, кораблях и на различных видах наземного транспорта.
Расчет на жесткость и прочность специального крупногабаритного оборудования: радары, антенны, сканеры и позиционеры (near field), оборудование для солнечных электростанций.
Расчет конструктивных элементов беспилотников: крыло, POD, адаптеры для установки различных приборов.
Расчет вибрации и прочности оборудования для печати (Kodak и др.).
Расчет прочности авиационных теплообменников (Boeing, Airbus, Bombardier, Cessna и др., а сейчас есть проекты и для Российских фирм).
Расчет вибрации, прочности и жесткости медицинского оборудования.
Расчет деталей, заменяющих отдельные элементы скелета человека или работающих параллельно им.
Расчет стентов (stent – вставка в кровеносные сосуды или сердце, изготавливается обычно из супер-эластичного материала типа Nitinol).
Спецпроекты, которые не поддаются классификации.
Выпускница специальности "Динамика и прочность машин" 2003 года.
«Сейчас живу в Германии, работаю по специальности. Даже не верится, что уже прошло столько лет. Потому что воспоминания об учебе и студенческой жизни очень живы в памяти. А главное, что очень живы в памяти знания, полученные на этой специальности. Это такой гвоздик, который вколотился в мою голову очень прочно и который помогал мне на протяжении всей моей бурной профессиональной деятельности. Я хочу сказать огромное спасибо всем преподавателям кафедры за опыт и знания, переданные нам во время учебы. А также за их отношение к жизни, за их огромный педагогический талант, воспитать из 17-летних мальчишек и девчонок уверенных в себе и не отступающих перед трудностями инженеров.
Я приехала поступать в Челябинск из Казахстана, из города Кустаная. Не знала точно, куда хочу именно поступать, но знала, что это должно быть связано с вычислениями и компьютерами. В Кустанае в школе у нас не было компьютеров. Вообще! Сейчас это трудно себе представить. Но именно поэтому хотелось их освоить. В фойе института привлекла внимание информация о ДПМ. Спросила преподавателей, а есть ли у вас компьютеры? Сколько угодно! Да еще какие! Это решило мой выбор.
Учеба на специальности первый год давалась нелегко. Пока привыкла к жизни в общежитии, пока подтянула свои знания до уровня знания выпускников российских школ закончился первый семестр. Первые оценки были далеко не отличные. Но так был получен первый ценный опыт, что учиться надо во время семестра. Не стесняться задавать вопросы преподавателям во время и после занятий. После познания этой истины учеба наладилась. "Тяжело в учении, легко в бою". Это относится ко всему. Я еще не встречала ни одного человека, которому было бы легко учиться, на любой специальности. Зато после получения диплома выпускника кафедры ДПМ открываются двери самых разных областей промышленности. Кафедра готовит специалистов широкого профиля. Моя профессиональная деятельность может быть этому примером.
После получения диплома я уехала в Германию, т.к. к тому времени мои родители уже давно там жили. У меня были варианты устройства на работу в России и даже очень хорошие. В этом смысле выпускникам опять же везет. Проблемы первого трудоустройства просто не существует. Но я решила, что буду жить рядом с родными, т.к. в те годы было еще не очень ясно, как оно впоследствии с визами и поездками за границу будет.
В Германию я уехала с ценным грузом, с конспектами лекций по основным специальностям. Они до сих пор у меня сохранились.
Диплом был быстро подтвержден, и я могла теоретически сразу начать работать. Но практически не хватало знаний технического немецкого языка. А по-английски не все немцы говорят, как оказалось! Я решила опять поступить на учебу, именно с целью овладеть языком. Я поступила на Мастера (Masterstudiengang). За год я сдала все необходимые экзамены. Ну легко там было учиться после нашего ДПМ’а. Свою "дипломную работу" (Masterarbeit) я делала на предприятии Freudenberg. Работа была посвящена распространению трещин в деталях. Знаниями в этой области я обязана преподавателю В.Б.Порошину. Этот "гвоздик" был забит в свое время намертво. Когда я пришла на собеседование к будущему руководителю проекта, он спросил, а что же я знаю про трещины. В памяти почему-то всплыла лекция про J-Интеграл. Я так и сказала - J-Интеграл. Руководитель просто закричал, что мы Вас берем, ну если Вы такое знаете! Во время проекта производились расчеты в программе ABAQUS и проводились практические исследования. Проект я защитила на отлично. Спасибо В.Б.Порошину!
Моя первая работа была на фирме Airbus в Гамбурге. Я проводила статические расчеты деталей корпуса самолетов А318, А319, А320, А321 в программе MSC.Nastran. С отделом, где я работала, связан такой случай. Может быть, вы помните случай, когда самолет Airbus совершил аварийную посадку в Америке на реку и не разбился. Все пассажиры остались живы. Причиной экстренной посадки были канадские гуси, которые почему-то в том году решили раньше времени перелетать. И парочка попала в турбины. Попадание таких гусиков весом более 10 кг неизбежно ведет к поломке. Пришлось делать экстренную посадку. Так вот этот случай "Приземление на воду" был когда-то рассчитан именно коллегами из моего отдела. После этого случая сравнили деформацию самолета и результаты расчетов. Была установлена поразительная точность.
Я проработала на Airbus с 2006 пo 2010 год. В 2010 году в Европе начался экономический кризис. Мне не грозило увольнение, но светила перспектива быть "сосланной" в какую-нибудь глухую деревушку. Чего я не хотела, даже за хорошую зарплату. Я уволилась и устроилась на фирму Eurocopter. Сейчас это Airbus Helicopters. Немногие знают, что эта фирма делает не только вертолеты (95% продукции), но и двери для самолетов. В основном для Airbus. Но тут был получен заказ из Японии, для нового самолета MRJ. Я была очень удивлена тем, что двери самолетов - это очень сложная конструкция. Были собраны две команды, для статических расчетов компонентов и для расчета кинематики. Я была в первой. Работала с программами MSC.Nastran, Hyper Mesh, Optistruct. Для этих дверей было требование не только прочности, но и легкости. Поэтому многие детали необходимо было оптимизировать, чтобы они были максимально легкими. В результате мы создавали совершенно потрясающей формы детали, ажурные, с вырезами, но очень прочные. Такой опыт был первым в истории компании. И я очень горда, что была среди начинающих.
В компании я проработала 2 года. А потом уволилась и устроилась на фирму RUAG, под Мюнхеном. Причиной такой смены была моя огромная любовь к горам. Она началась еще в Челябинске, когда мы с ребятами ездили в походы по Уральским горам. От Мюнхена до гор было очень близко, и я проводила там все свободное время. RUAG - швейцарская фирма. Один из их отделов находится под Мюнхеном. Они собирают вместе некоторые узлы самолетов A318-A320 и отправляют их в Гамбург, во Францию, в Китай на общую сборку. По счастливой случайности они работают как раз с тем отделом в Гамбурге, где когда-то трудилась я. Встретились! На RUAG я занималась так называемыми ошибками производства. Производство шло огромными темпами, многое делалось вручную. Часто происходили ошибки. То дырку не там просверлят, то обшивку погнут. А то детали от поставщиков неправильной формы придут. Мне нужно было оценивать, можно ли так оставить или требуется доработка. Работала, в основном, с MSC.Nastran.
RUAG я тоже через два год оставила. Причиной стало появление дочки. Я решила переехать поближе к родителям. В Германии нелегко с детскими садами. К тому же они часто бастуют. Рядом с бабушкой никакие забастовки мне были не страшны. Поэтому теперь я работаю на фирме LSTi Europe. Они далеки от самолетов. Изготавливают воздушные души. Расчеты там почти не нужны. Поэтому я работаю конструктором. Когда-то во время учебы я работала с AutoCAD, Solid Works. Так почему бы теперь не поконструировать?
Как видите, знания и опыт, приобретенные на ДПМ, помогли мне быть уверенной в получении работы во время всех кризисов и жизненных перемен. Тетрадки-то учебные со мной, ничего не страшно.
Еще раз спасибо всем-всем преподавателям!»
«Я окончил специальность Динамика и прочность машин в 2013 г. сейчас работаю в должности инженера-исследователя в Научно-образовательном центре "Экспериментальная механика" (ЮУрГУ). За прошедший год участвовал в нескольких опытно-конструкторских работах по заказу крупных предприятий Урала:
1. Совместно с коллегами рассчитывал на прочность трамвайный вагон с инновационной для России конструкцией кузова, в состав которой входит силовая обшивка боковин, пола и крыши, сделанная из композитных сэндвич-панелей
2. Исследовал аэродинамические нагрузки и проводил расчеты прочности композитной маски (кабины) скоростного электропоезда, который планируется производить на совместном с концерном Siemens предприятии под Екатеринбургом. Первые электропоезда были поставлены на олимпийские игры в Сочи.
3. Создавал программу для автоматизированного тягового расчета и расчета рельефа грузовых подвесных канатных дорог. Программа используется сейчас у единственной в России и одной из 4-5 компаний в мире, занимающейся строительством грузовых канатных дорог.
4. Участвую в разработке мобильного колесного робота-наблюдателя. В проекте задействованы студенты и преподаватели пяти кафедр, начиная от конструкторов и заканчивая разработчиками автоматических систем управления.
Также я занимаюсь научной работой под руководством профессора С.Б. Сапожникова. Моя диссертация посвящена повышению прочности соединений композитных материалов. В процессе выполнения исследований провожу комплекс механических испытаний на современном, чаще всего, иностранном оборудовании: вибростенды, машины для растяжения и изгиба, твердомеры, комплекс по формованию образцов из композитных материалов и др. Пользуюсь современным программным обеспечением и компьютерами высокой производительности (компьютер, который мне выделил университет, имеет 8-ядерный процессор Intel и 24 Гб оперативной памяти).
Кроме того, аспиранты могут ездить за счет университета на различного уровня конференции, в том числе, и международного. Я, например, этим летом поеду на неделю в Юрмалу на конференцию по механике композитов, а мой коллега поедет осенью в Милан.
Вообще говоря, на студентов выпускников последних лет наблюдается большой спрос со стороны работодателей: как крупных предприятий Челябинской области, так и России. Средний уровень з/п моих коллег-выпускников составляет около 40 000 руб./мес. Часть из них работает в Екатеринбурге (корпорация Delcam), часть в Москве на фирме, занимающейся расчетами для корпорации Boeing, остальные разбросаны по предприятиям Челябинска и Челябинской области, в том числе, и ЮУрГУ».