Семьян Татьяна Федоровна, заведующий кафедрой русского языка и литературы ЮУрГУ, доктор филологических наук, профессор, член Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ), член Диссертационных советов в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королева и Уральском государственном педагогическом университете (г. Екатеринбург), зам. главного редактора Вестника ЮУрГУ, серия «Социально-гуманитарные науки» (ВАК), член редколлегии журнала «Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики» (ВАК), автор более 100 научных и учебно-методических публикаций.
Смышляев Евгений Александрович, кандидат филологических наук, доцент, член Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ).
Зыховская Наталья Львовна, профессор кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, доктор филологических наук, доцент, автор более 50 научных и учебно-методических публикаций.
Учебный план предполагает подготовку специалистов, владеющих навыками языковой и социокультурной коммуникации, готовых к творческой профессиональной деятельности в научно-педагогических и научно-исследовательских коллективах, в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации и других учреждениях, организующих и регулирующих социально-гуманитарную деятельность.
Объём аудиторных занятий магистров-филологов составляет 16 академических часов в неделю. Программа магистратуры реализуется с применением технологии проектного обучения, в том числе предполагает создание виртуального музея. Занятия проводятся в вечернее время, гибкий график консультаций с научными руководителями, возможность выбора дисциплин и создания собственной образовательной траектории освоения образовательной программы магистра позволят студентам рационально организовать учебный процесс в ЮУрГУ и успешно сочетать его с профессиональной деятельностью.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры являются:
1) языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом аспектах;
2) художественная литература в историческом и теоретическом аспектах;
3) различные типы текстов (письменных, устных, виртуальных, включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
4) устная и письменная коммуникация, в том числе виртуальная.
Практика является обязательным разделом образовательной программы подготовки магистра филологии. Учебным планом предусмотрены учебная, производственная (в том числе преддипломная) практики, которые направлены на совершенствование прикладных, проектных, организационно-методических и других аспектов деятельности магистра. Базой учебной практики является выпускающая кафедра русского языка и литературы. Базами производственной практики являются службы по связям с общественностью, пресс-центры предприятий и организаций города Челябинска, а также редакции разных медиаресурсов города (Информационное агентство Уралпрессинформ, Редакция газеты «Челябинский трубник», ООО «Специальные события», ООО Агентство коммуникации «Идея fix», Государственное предприятие Областное телевидение Челябинской области, ООО Радио Континенталь, ЧГОО ХК «Трактор», ПАО «Челябинский металлургический комбинат», ПАО Сбербанк России, ООО «Студия Интернет Технологий», ООО «Издательство «Аркаим», Южно-Уральская торгово-промышленная палата, объединенный государственный Архив Челябинской области, ЗАО «Цицеро» и другие).
Уникальность филологического образования в ЮУрГУ многоаспектна:
1. возможность пройти полный курс высшего филологического образования всех ступеней: бакалавриат, магистратура, аспирантура (на всех уровнях есть бюджетные места);
2. выпускники имеют право работать в школе;
3. использование цифровых методов обучения, освоение цифровых компетенций студентами. В процессе обучения студенты учатся создавать контент для сайтов, реализовывать виртуальные литературные проекты. Для этого на кафедре открыта Лаборатория цифровой филологии, где текст изучается с помощью специальных компьютерных программ, методов искусственного интеллекта.
4. программа магистратуры реализуется с применением технологии проектного обучения. Магистранты получают опыт создания сайтов, осваивают компетенции в области проектного менеджмента, организации и курирования проектов.
5. имеющие специальную лицензию доценты кафедры обучают магистрантов азам такой востребованной сегодня деятельности, как лингвистическая экспертиза.
6. Таким образом студенты-филологи ЮУрГУ выходят в профессию, оснащенные не только теоретическими знаниями, но умениями практического применения знаний в самой широкой сфере – от преподавательской до юридической (в сфере судебной лингвистической экспертизы).
После окончания вуза выпускник может работать в сферах:
прикладной (создание и экспертиза любых жанровых и стилевых разновидностей текста),
проектной (реализация полного цикла проекта, в том числе цифрового),
научно-исследовательской (осуществление научной и педагогической деятельности),
культуртрегерской (организация мероприятий в гуманитарной сфере, создание и модерирование гуманитарных проектов в интернет-среде).
ООО фирма «Интерсвязь», Государственное предприятие Областное телевидение Челябинской области, ГТРК Южный Урал, ООО «Студия Интернет Технологий», Издательский центр ЮУрГУ, ООО «Центр сопровождения 1С-Рарус Челябинск», Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей», Apple Store Россия и стран СНГ, объединенный государственный Архив Челябинской области, ООО «Издательство «Аркаим».
Я только после окончания университета убедился на собственном опыте, что навыки создания хорошего текста очень востребованы, причём в абсолютно разных сферах, от классической журналистики до it-индустрии. Наверное, никакая другая специальность не даёт такой синергии с другими профессиями, как филология. Жаль, что я в этом сомневался перед поступлением, а то бы старался учиться более ответственно и замахнулся бы даже и на красный диплом. Не повторяйте моих ошибок, будьте уверены с самого начала в важности и полезности филологических знаний, умений и навыков. Именно на кафедре русского языка и литературы учат работать с текстом во всех его проявлениях, а, опять же повторюсь, он есть везде – в рекламе, кино, играх, приложениях, сайтах, книгах и так далее. И, обладая умением создать хороший текст, вы всегда будете иметь возможность пробовать себя в новом и не окажетесь в заложниках одного узкого профиля.
Я окончил магистратуру на кафедре русского языка и литературы ЮУрГУ. Помню то несравнимое ощущение себя частичкой коллектива профессиональных ученых. Привычная парадигма «всезнающий наставник – юному студенту» здесь модифицирована на современную: каждое занятие напоминает дискуссионный клуб, где все равны и каждый имеет право высказать и аргументировать коллективу свою позицию. Разумеется, функция преподавателя – задавать верный вектор обсуждения и подталкивать студентов к эмпирическим выводам. Такой формат способствует более глубокому пониманию предмета, прививает желание разобраться в любом вопросе и «докопаться» до сути. А это полезный навык в любой профессиональной сфере.
Бывает, человек находит себе место по душе, побывав в котором один раз, хочется вернуться туда снова и снова. Для меня таким местом стала кафедра русского языка и литературы. Мне все нравилось и все вдохновляло. Все, с кем я учился, впечатляли знаниями предмета и эрудицией. Каждый из преподавателей кафедры – замечательный ученый с уникальным исследовательским и педагогическим опытом. В таком коллективе просто неудобно чего-то не знать или не делать ничего для пополнения своих знаний. Филологическое образование – это возможность осмыслить жизнь во всех ее проявлениях, ведь нет такой темы, что укрылась бы от писателей, и нет такого процесса, который бы не нашел свое отражение в языке. Это образование есть то, что продолжается и после выпуска, это то дело, что, однажды начав, уже никогда не оставишь, где бы ты ни был и чем бы ни занимался.