ЮУрГУ быстро перешёл в режим дистанционного обучения. О том, каким образом организуется этот процесс и как сложившаяся ситуация повлияет на развитие дистанционного образования, рассказал Александр Демин, директор ИОДО ЮУрГУ.
Дистанционное образование зависит от соблюдения нескольких условий. В первую очередь нужен хороший стабильный интернет, мощные серверы с дисками большого объёма, так как из-за масштабного дистанционного обучения накапливается очень много информации, которую необходимо хранить. Нужны специалисты, которые будут следить за поддержанием работы системы и устранять неполадки при их возникновении. Все эти условия присутствуют в университете и организованно работают в системе.
Эти три параметра очень важны, но есть ещё один, в котором заключается успех дистанционного обучения, – подготовка преподавателей к такому формату работы. Людей невозможно подготовить в одночасье, нужно начинать это делать заранее и постепенно. ЮУрГУ этим усиленно занимается последние 5-6 лет. Были созданы специальные образовательные программы по работе портала, электронному обучению и педагогическому дизайну. Одна из них программа профессиональной переподготовки «Педагогические технологии в SMART-университете в дистанционном формате». Её прошли около 560 преподавателей, что составляет треть преподавательского состава. Это обучение велось дистанционно, потому у преподавателей была возможность почувствовать себя студентом.
«Это важный момент, когда ты оказываешься на месте студента и начинаешь задумываться, как эффективнее донести информацию. Когда преподаватель сам был слушателем, он понимает, в чём преимущество форума, какие могут возникнуть вопросы, как провести лекцию таким образом, чтобы она была доступна и понятна», – отметил Александр Демин, директор ИОДО.
В 2015 году ЮУрГУ вошёл в проект 5-100. ИОДО в рамках этого проекта участвовал в четырёх направлениях. Суть одного из них заключалась в том, что все курсы должны иметь «зеркало» в дистанционном формате. Поэтому в 2019 году вышло распоряжение ректора о создании курсов в системе дистанционного обучения «Электронный ЮУрГУ». Так все преподаватели университета познакомились с принципом работы портала.
ЮУрГУ планировал расширять возможности дистанционного образования, и в ноябре 2019 года приобрёл мощный сервер, предназначенный для удалённого обучения. Преподавателям была поставлена задача загрузить информацию, чтобы проверить его работу. Тогда одновременно на портал могли зайти 300-500 человек. А сейчас, когда появилась необходимость массово использовать дистанционное обучение, к этому серверу были куплены дополнительные диски большого объёма. Сегодня одновременно на портал может зайти до 4000 человек, что в 10 раз больше пикового значения прошлого семестра.
«Электронный ЮУрГУ» – это ресурс, который помогает работе преподавателя и студента, с его помощью можно в любое время вернуться к материалу занятий и поддерживать связь с друг с другом. Для успешной учебы на портале есть практически всё необходимое: теоретический материал, алгоритмы решения задач, подсказки, которыми можно воспользоваться при затруднениях, тренировочные тесты и справочные материалы. Студент имеет возможность лично «присутствовать» на онлайн - лекции преподавателя, не выходя из дома, или посмотреть эту лекцию позже в записи. Сегодня на портале дистанционного образования ЮУрГУ размещено более 100 различных курсов для школьников, студентов, аспирантов преподавателей и госслужащих. Распространенными образовательными инновациями являются массовые открытые (бесплатные) онлайн-курсы (МООС), которые позволяют показать достоинства национального образования неограниченному числу слушателей из разных стран мира с разными интересами и уровнями подготовки, формируя бренды конкретных вузов.
С каждым годом дистанционное образование набирает обороты, и в сложившейся ситуации оно является оптимальным способом продолжить обучение. Кроме того, в университете заметили интерес абитуриентов к дистанционным образовательным программам уже сейчас, задолго до начала приёмной кампании. За прошедшую неделю были получены письма с вопросами будущих студентов. В прошлые годы такого раннего интереса не было замечено.
ЮУрГУ занимается дистанционным образованием уже давно. Институт открытого и дистанционного образования существует с 2001 года. Его работа начиналась с кейсовых технологий, когда бумажный материал отправлялся студентам. Затем стали тиражировать CD-диски с теми же материалами в электронном формате.
В 2007 году университет перешёл на онлайн-обучение, так как в ЮУрГУ появился стабильный качественный канал интернета для всей структуры вуза. Это мощный интернет, способный передавать большие объёмы данных, в том числе позволяющий вести онлайн трансляцию. Когда интернет стал распространяться всё дальше до самых отдалённых точек России, ЮУрГУ ощутил большой рост студентов, обучающихся дистанционно. Изменилась целевая аудитория: раньше дистанционно обучаться могли только студенты из больших городов, а сейчас многие учащиеся проживают в сельской местности.